«Сегодня празднуем день рождества святого Иоанна. Эта честь, которой не удостоился ни один святой. Во всем христианском мире назначен и почитается только день Рождества Господа и Иоанна» — так писал Блаженный Августин.
В наше время следовало бы добавить «и Богородицы». Святой Августин не упомянул Ее, потому что тогда в западной традиции РождествоБогородицы еще не было праздником.
Отчего же для нас так важен этот день? Для тех, кто был знаком с иудейскими пророчествами о приходе Мессии, факт рождения Иоанна значил очень многое.
«Вот, Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я не поразил земли проклятием», — записал пророк Малахия в своей Книге.
Явление на земле особого человека было указанием на то, что вскоре надо ждать прихода Мессии. И этого указания иудеи ждали на протяжении многих веков.
Писания пророков аллегоричны. Некоторые люди действительно ждали, что на земле явится сам Илия. «Что же, ты Илия?», — спрашивали самого Иоанна посланные из Иерусалима, когда тот уже начал крестить и проповедовать.
Иисус Христос указал на аллегоричность слов пророка Малахии. «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!», — сказал Спаситель об Иоанне, объяснив его роль в спасении человечества.
Отчего должен был прийти кто-то перед тем, как явится Мессия? Чтобы духовно подготовить народ к тому, что будет говорить Спаситель. Еще несколько веков назад пророк Малахия говорил о необходимости обращения людских сердец, чтобы по своим грехам люди не навлекли на землю проклятия.
И вот на земле родился Иоанн Предтеча (Предшественник).
Это был очень необычный человек. «Из рожденных женами не восставал больший», — сказал про него Христос. Вся его жизнь была служением Богу, даже само рождение во многом готовило людей к будущему рождению Господа.
Отец Иоанна, Захария, был священником. Он и его жена Елизавета жили благочестиво, исполняли все заповеди, но никак не могли родить ребенка. Захария был уже в преклонных летах, когда вдруг, войдя в храм для того, чтобы кадить, увидел Ангела.
Вестник предсказал, что у Захарии родится сын Иоанн, который «многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в Духе и силе Илии… дабы представить Господу народ приготовленный».
Казалось бы, надо радоваться и после службы поспешить домой обрадовать жену, но Захария усомнился в том, что это будет. Спустя полгода Ангел Гавриил так же неожиданно явится Марии, и юная Дева смиренно покорится воле Господа. Но знающий Писания священник не принял слов Ангела. Подобно тому, как впоследствии иудейский народ не принял мессию.
За это Захария был наказан: Ангел лишил его возможности говорить до того момента, как сбудется предсказание.
Когда через положенный срок Елисавета родила и на 8-й день (как делали и до сегодняшнего дня делают иудеи) надо было обрезать младенца и выбрать ему имя, соседи и родственники очень удивились тому, что мать захотела назвать его Иоанн — до этого никто из ее родственников не носил это имя. Спросили Захарию, и тот на дощечке написал: «Иоанн имя ему», потому что несколько месяцев назад так сказал ему Гавриил. Предсказание Ангела сбылось, Захария обрел дар речи и стал восхвалять Творца.
Об этих событиях говорили по всей стране Иудейской, потому что знали, что Захарии было видение в храме и что с его сыном «была рука Господня». Люди пытались понять, какое назначение уготовано ребенку, чье рождение сопровождали такие чудеса. Захария исполнился Святого Духа и пророчествовал о том, что младенец «предъидет пред лицем Господа — приготовить пути Ему… просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».
Как видим, во всех пророчествах Иоанн уподобляется пророку Илии. Однако обстоятельства его рождения напоминают историю Исаака, сына Авраама и Сарры. Примерно за 18 столетий до рождения Иоанна престарелому Аврааму, как и Захарии, было обещано, что у него родится сын. Его жена, как и Елисавета, была неплодна всю жизнь. Однако, в отличие от Захарии, Авраам поверил предсказанию.
Эти события относились к глубокой древности, возможно, их воспринимали не как реальную историю, а как фантастическую легенду. И вот на земле, обещанной Богом Аврааму, произошло такое же чудо, как и много веков назад. Чудо, которое не могло не напомнить о ветхозаветной истории, которое показывало, что описанные там события — реальность.
Не было ли рождение Иоанна воспринято людьми как знак того, что сбываются древние Писания, в которых говорится и о приходе Мессии — Спасителя?
Иоанн Златоуст пишет о том, что сам факт рождения Иоанна у бесплодной и престарелой матери как бы приготовлял людей к той мысли, что по Слову Божию и Дева, никогда не знавшая мужа, может родить: «…старица осязала перворожденное дитя, и бесплодная неожиданно родила, чтобы поверили Деве, рождающей сверх естества. То и другое ново и необыкновенно, потому что и бесплодная, и Дева — неожиданные матери».
После рождения Иисуса Христа царь Ирод приказал убить всех младенцев. Услышав об этом, Елисавета с сыном убежала в пустыню и скрывалась в пещере, а Захария, как священник, оставался при храме в Иерусалиме. Конечно, от царя не могло укрыться, что у Захарии родился сын — об этом говорила вся округа. Когда Захария отказался сказать воинам, где скрываются его жена и сын, его убили.
После смерти Елисаветы Иоанн, которого охранял Ангел, остался жить в пустыне до того времени, когда начал проповедовать о покаянии и крестил в Иордане народ израильский и пришедшего в мир Господа.
Традиция праздновать день рождения Иоанна Предтечи существовала уже в первых христианских общинах. В христианский календарь этот праздник был введен в IV веке.
Источник: taday.ru