Исцелить не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, рожденного слепым, — о таком чуде никогда не слышали иудеи.
И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2:27).
Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Согласно учению Моисея, любые телесные страдания людей есть наказание за их грехи или за грехи их родителей вплоть до третьего колена, а если ребенок рождался больным, то, можно было предположить, что он сам, ещё находясь в материнском чреве, мог ощущать нечто греховное. Так действительно считали иудеи.
Однако Спаситель ответил им, что «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин, 9:3). И это было удивительно даже для учеников Его. Чудесное исцеление слепого должно было произойти во Славу Божью и явить миру, что Иисус воистину Сын Божий, «свет миру», ибо исполняет волю Своего Отца. После этих слов Он плюнул на землю и смешал слюну Свою с грязью, образовав «брение», и прикоснулся к очам слепорожденного, помазав их этой мазью, и наказал больному пойти к купальне Силоамской и промыть там глаза.
Эта купель располагалась у подножия знаменитой горы Сион и почиталась священным источником. Более того, Иоанн в своем Повествовании подчеркивает значение этого слова – Силоам – «посланный». Мы можем догадываться, что направив слепого к месту именно с таким названием, Иисус давал людям понять, что Он и есть истинный посланник Божий, Который и грязью, словно чудодейственной целебной мазью, делает слепорожденных зрячими.
Зная множество других примеров исцеления людей Иисусом при Его земной жизни, мы можем задаться вопросом: почему Спаситель не излечил слепого одним Своим словом? Дотронувшись до глаз больного, Он, таким образом, хотел пробудить в нем веру и явить людям чудо исцеления слепорожденного как Божий промысел.
Слепой пошел к купальне и умылся, как ему и велел Христос, и вернулся на прежнее место уже зрячим.
И в этот момент присутствовавшие начали между собой переговариваться: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?». Люди не верили глазам своим. Сам же он говорил: «Это я». (Ин, 9:8-9). И начали люди его спрашивать, как же он излечился, как прозрел? Исцеленный рассказал всю историю, как была. И в толпе было принято решение вести слепорожденного на суд к фарисеям. Ведь фарисеи запрещали по субботам даже врачевательство.
И начали фарисеи пытать вопросами исцеленного: как он исцелился от врожденной слепоты? Тот повторил рассказ о Христе (Ин, 9:15). Здесь между фарисеями начались споры – одни утверждали, что исцеляющий в субботу не может быть от Бога, другие стали сомневаться, что такие чудеса мог сотворить грешный человек. Потом снова обратились к исцеленному, вопрошая, что он сам может сказать о Даровавшем ему зрение, желая подловить его на любом слове, чтобы добиться осуждения Христа. «Это пророк» — кратко и решительно ответил человек. Но столь уверенный ответ возмутил фарисеев пуще прежнего, и они призвали на допрос родителей бывшего слепым человека. Они, в свою очередь, подтвердили, что родился мальчик лишенным зрения. На вопрос о том, как он теперь видит, отвечать не стали, «потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин, 9:22), и сказали фарисеям, чтобы сами спросили у их сына, дескать, тот уже взрослый.
Тогда фарисеи вторично пригласили его на допрос, говоря: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин, 9:24), имея в виду, что чудо слепому от Бога, но не от Иисуса-Назорея. Исцеленный же отвечал им, что не знает, насколько грешен Он, но знает лишь то, что был слеп, а теперь всё видит. Тогда фарисеи разозлились и вновь засыпали бедняка вопросами: «Как отверз очи твои?» (Ин, 9:26). Прозревший сказал, что уже поведал им всё, как произошло, однако, они не слушали его, так что же теперь ожидают услышать? «Или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин, 9:27) – насмехнулся над фарисеями он. В ответ они стали укорять слепорожденного «мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же мы не знаем, откуда Он» (Ин, 9:28-29). На деле фарисеи к тому времени были уже прекрасно осведомлены о чудесах Христовых, так как ходил Он городам и селениям и исцелял множество народа, и учил людей, и за ним шли толпы.
Эта ложь в конец возмутила прозревшего и он в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего» (Ин, 9:30-33).
Фарисеи же, считавшие себя премудрыми и всесведущими, гневно бросили ему в ответ: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин, 9:34) и выставили его прочь.
Нетрудно представить, что бывший слепой шел домой расстроенным. А дома его ждали напуганные родители. Но он смог остаться верным новому чувству и благодарности. И тут, как всегда это бывает в такую минуту, явился Бог. Христос протянул руку, и слепой сделал шаг вверх.
Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Охваченный светлой радостью, бедняк воскликнул: «Верую, Господи!» — и поклонился ему (Ин, 9:35-38). И, после этого, в окружении присутствовавших там людей, сказал Иисус, что пришел в этот мир, чтобы «невидящие видели, а видящие стали слепы».
Бывшие неподалеку фарисеи, возмутившись, спросили: «Неужели и мы слепы?». На что Спаситель ответил неоднозначно: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин, 9:39-41).
Что означают эти слова Спасителя, на первый взгляд даже парадоксальные? А фарисеи, в противоположность слепым, — видящие, ведь они считаются толкователями Закона Божьего, при этом отвергают от себя Бога не из неведения своего и узости ума, а из-за своих жестоких сердец, — они, видя, осознанно хулят Святого Духа и противятся Божественному промыслу.
«Видящие», которые «стали слепы», — это фарисеи, учителя еврейского народа. Они были самыми сведущими в законе, но отказывались видеть Истину, которую принес им Христос. Они видели силу Божию, но упорствовали, искали причины, чтобы объяснить свое нежелание признать ее. Им говорит слепорожденный: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». Ведь именно толкователи Писаний первыми должны были понять, что сбываются слова пророков. Видимо, они стремились сохранить свою значимость в глазах народа и предчувствовали, что их слава потускнеет перед Тем, Кто сильнее их.
Невидящими в первом случае Он здесь называет тех людей, которые действительно считают себя слепыми, т.е. далекими от Истины Божией, от Слова Божьего, иначе говоря нищих духом (осознающих свою духовную бедность). «Невидящий» слеп и физически, и духовно. Как внешний мир сокрыт от его глаз, так и тайны Божественного откровения, Истины ему неизвестны. Послушавшись Христа, он получает дар видеть. А почувствовав на себе сотворенное чудо, признает в Иисусе Христе Бога, не требуя никаких доказательств. Они ему не нужны, потому что он поверил сердцем. У него открылось духовное зрение.
«Что мне сделать, чтобы спастись? — могли бы мы все сказать, должны бы мы все сказать, хоть один раз в жизни, — пишет митрополит Антоний Сурожский, — но и прислушаться к ответу: Поверь Господу Иисусу Христу… Вот ответ, который Павел дает. А что это значит? Что значит веровать во Христа? Это прежде всего — оказать Ему доверие, прежде всего — принять Его слово за правду и истину, потому что Он знает путь жизни, а мы бродим в потемках».
Духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.
Постараемся же и мы уверовать всем сердцем. Дай нам Бог никогда не уподобляться фарисеям, и не счесть когда-либо себя видящими, ибо, как сказал апостол Петр, «гордым Бог противится».
Источник: http://pravsobor.kz