Преображение Господне — 19 августа.

19 АВГУСТА

ВЕЛИКИЙ ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

 

   Преображение Господне — праздник относится к двунадесятым, т. е. важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Отмечается он всегда 19 августа, хотя само событие Преображения произошло в феврале. В этот праздник нам показано новое, преображенное и благодатное состояние человека и природы, которое будут обретено в Вечности. Ожидает этого обновления все естество — и об этом говорит даже чин освящения плодов.

   А ночью 19 августа на горе Фавор служится особенно праздничная Божественная литургия. И начинается она в шесть часов вечера 18 августа служением вечерни в православном храме Преображения, а в 22-00 начинается утреня, которая плавно перетекает в литургию, и к этому времени уже подходят паломники из Греции, Румынии, Грузии, Сербии, других стран и, конечно же, из России. В этом году было около 20 групп русских паломников человек по 40-50.

   Многие поднимаются на гору пешком (это полтора часа ходьбы), кто-то приезжает на своей машине или на такси прямо наверх. Часов в 11-12 ночи там так тесно, что просто яблоку негде упасть.

   Духовенство выносит на улицу специальный подиум и там устраивает алтарь. На антиминсе совершается литургия, Евангелие читается на разных языках: сначала на греческом, потом на арабском, потому что православные арабы – это местное население, потом, конечно же, на русском, румынском, сербском… Выбор языков зависит от того, из каких стран приезжают паломники.

   Все, естественно, стараются причаститься на службе. Но после службы все с замиранием сердца ждут события, которое происходит тут каждый год только в этот день, все ждут облако. На Фавор опускается то самое облако, из которого 2000 лет назад прозвучал голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте», из которого высверкиваются зарницы, которые потом можно наблюдать только внутри нашего православного храма. В обыкновенные дни облаков над горою летом нет.

   Монахиня из Горненского женского монастыря рассказала, что несколько лет назад на утренней Литургии во время праздника Преображения Господня на горе Фавор пели поочередно два хора. Облако внезапно появилось над поющими. Когда запел другой хор, благодатное облако переместилось туда. Затем стал петь первый хор — облако вернулось к нему. И так продолжалось всю службу.

   В греческом православном храме совместно служат греки, православные арабы и русское священство Московской Патриархии. Но как только вынесли чашу со Святыми Дарами, епископ Сергий благословил всех выходить на улицу и причащаться там. И сразу же в небе появились облака, они проносились над головами молящихся и паломников с громадной скоростью. Ветра не было, верхушки кипарисов во дворе едва колыхались, а облака все летели и летели!

   Радости и ликованию собравшегося народа не было предела. Люди распевали молитвы, крестились, некоторые плакали. Греки запели: «Христос воскресе…» на греческом языке. Начавшись после трех часов ночи, чудо продолжалось примерно час…

   На рассвете над Фавором опять появились огромные облака. В греческом храме началась вторая утренняя Литургия. И облака с невероятной скоростью устремились к православному храму. Но, пройдя над ним, они исчезли на подступе к католической базилике…

   Вот такие чудеса происходят каждый год на горе Фавор. Для кого-то они становятся настоящим откровением, первым шагом на пути к Вере. А кому-то позволяют приблизиться к Творцу, отчетливее услышать заветный Голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!»

   И тогда в эти минуты ты точно ощущаешь себя очевидцем тех евангельских событий. А именно, по  прошествии шести дней, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и воззвел их на гору высокую особо их одних.

   Пока Спаситель молился, ученики уснули. А когда проснулись, то увидели, что лицо Христа просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет.

   Тогда же на горе явились пророки Моисей и Илия, которые некогда были удостоены видения славы Господа, — один на Синае, другой на Хориве. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим «об исходе Его, который Ему надлежало совершать в Иерусалиме», т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

   Моисей и Илия, по выражению св. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».     Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков.

   Бывают в духовной жизни, но даже и в самых простых моментах человеческой жизни мгновения, которые так прекрасны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы.

   Это произошло и с Апостолами, когда радость наполнила сердца апостолов от увиденного, и Петр сказал Иисусу: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». И сказал он это, поскольку не знал что сказать, потому что они были в страхе, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстали пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, а Апостолы на Пророков. Там взаимно простирали на себя взоры предстоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих.

   Светлое облако осенило их, и был слышен глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте. Услышав голос Божий, ученики в страхе пали на землю, а Христос коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда они посмотрели на Него, то увидели Его снова в обыкновенном виде.

   Спускаясь с горы, Иисус повелел им никому не говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых. «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых».

   Здесь, как и в стольких местах Нового Завета мы видим, что, как и мы, апостолы способны уловить светлое, дивное и так часто пройти мимо того, чего Христу  стоило неимоверных страданий. Святой Серафим Саровский, говоря с одним из своих посетителей, сказа ему: «Проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни: какой ценой Христос получил власть тебе это даровать».

   А между тем, ученики еще не прошли до конца пути верности. Они еще пока только зрители. Они жили общей еврейской надеждой, что ожидаемый Мессия будет земным царем Израиля, менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни вечной и нетленной.

   Поэтому это Преображение на горе Фавор необходимо было, чтобы Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда Он будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира.

   И сколько смогли, вместили апостолы в себя этого Божественного Свет Преображения. И им так уже не хотелось в дольний мир горя и слез. Но свет угас. Нужен был подвиг жизни, апостольские труды и мученическая смерть, чтобы навеки стяжать в себе Божественный Свет, чтобы войти в Его бесконечное Царство.

… Был этот день для дней грядущих знаком 
Судьбы посмертной и посмертной славы…
К утру росою увлажнились травы…
Но шли за Ним – Петр, Иоанн, Иаков. (Л. Колодяжная)

   Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.

   В Праздник Преображения принято освящать плоды. Потому как это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие внутрь нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся.

Есть для души священные мгновенья;
Тогда она чужда земных забот,
Просветлена лучом преображенья
И жизнью небесною живет.

Борьбы уж нет; стихают сердца муки;
В нем царствует гармония и мир —
И стройно жизнь перелилася в звуки,
И зиждется из звуков новый мир.

И радужной блестит тот мир одеждой,
Им блеск небес как будто отражен;
Все дышит в нем любовью и надеждой,
Он верою, как солнцем освещен.

И зрим тогда незримый Царь творенья;
На всем лежит руки Его печать;
Душа светла… В минуту вдохновенья
Хотел бы я на Божий суд предстать!  (Н. В. Станкевич) 

Источник: http://pravsobor.kz/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *