Каждую осень у всех нас есть уникальная возможность проверить, насколько мы православные христиане.
Радость: предыстория
Если и в наше время отсутствие детей становится большой скорбью для родителей — все мы знаем, сколько семей безуспешно пытается решить вопрос медицинским путем, то в ветхозаветный период это было буквально проклятием для супругов. Такая семья воспринималась как оставленная Богом, как лишенная благословения Божьего — чадородия.
Представьте себе состояние Иоакима и Анны. Они были действительно праведны, они были боголюбивы, но не имели ребенка. Молились и просили у Бога, скорбели, что Господь не благословлял их чадом. И при этом много лет терпели поношения и уничижения со стороны окружающих, которые зачастую даже открыто высказывали благочестивой семье свое пренебрежение.
Мы можем только догадываться, какую радость испытала праведная Анна, когда, будучи уже пожилой женщиной, наконец почувствовала беременность.
Наверное, только мать, которая очень давно ждет ребенка, может понять то возвышенное ощущение.
Тем более, радостью было и само рождение этой замечательной Девочки. И в благодарность Богу за то, что Он благословил их, наконец-то снял с них поношение, которое они терпели столько лет, родители решили своего ребенка посвятить Господу.
Бабушка и дедушка Христа
Таким было не только желание праведных Иоакима и Анны: и Богородица, когда пришла в сознательный возраст, Сама выбрала путь девства. Когда же Господь именно Её избрал как особый сосуд, чтобы вместить невместимого Бога, это и стало величайшей радостью для Её праведных родителей.
Мы достоверно не знаем, были ли они живы на то время, когда Дева Мария родила Сына Божия Господа Иисуса Христа. В любом случае, «у Бога нет мертвых, у Бога все живы», и, думаю, Господь каким-то особенным образом обязательно открыл им, Кого родила их дочь, что именно через Неё пришел в мир Сын Божий, Мессия, Спаситель миру.
Так, совершив жертву — отдав в храм своего ребенка для служения Богу, праведные Иоаким и Анна получили утешение, о котором можно только мечтать. Утешение не от людей, а от Самого Господа.
Почему поёт Церковь…
Празднуя День рождения Божьей Матери, Церковь поет: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной». Так начинается праздничный тропарь — короткое песнопение, в котором сжато изложен смысл праздника. Действительно, вроде бы 2 тысячи лет прошло, но до сих пор вся православная вселенная, вспоминая это славное событие, радуется великой духовной радостью.
И именно эти слова являются для нас неким тестом: насколько мы являемся христианами, последователями нашего Господа.
…а мы молчим
Спросим себя: радуемся ли мы, вспоминая Рождество Богоматери? К сожалению, если всмотримся внимательно, увидим, что наши чувства в этом отношении достаточно поверхностны.
Головой понимаем, что да, праздник вроде бы, но сердце зачастую мертво…
Мы радуемся больше каким-то приобретениям, покупкам, деньгам или чему-либо иному, что касается здешней, земной жизни и не имеет отношения к вечности. Порой мы даже — ужасно это произносить — радуемся горю ближнего. И когда у человека, который нам почему-то неприятен, которого мы не любим, возникают проблемы и скорби, утешаемся его горем и ЗЛОрадствуем. Действительно, это злая радость, и, думаю, каждый человек испытал подобное чувство.
То, насколько мы умеем радоваться священным событиям и церковным праздникам, и показывает, какие мы православные христиане. Поэтому очень важно вглядываться в себя и смотреть, чего больше в нашем сердце. Поглощены ли мы суетой или сорадуемся с Церковью, поющей: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной».
Будем же просить Господа и Пресвятую Богородицу, чтобы наше сердце не прилеплялось к земным радостям, а стремилось к небесным, божественным. И будем помнить, что за всё хорошее, что с нами здесь, в временной жизни происходит, всегда нужно благодарить источника всякой радости — нашего Господа.
ЕПИСКОП ИОНА (ЧЕРЕПАНОВ)