У современного мира много героев, и в изобилии имеется у него кумиров. Одни из них возглавляют список «Форбс», другие красуются на майках и плакатах, о третьих постоянно пишет бульварная пресса. Но у нас, христиан, есть свои герои, совершенно не похожие на тех идолов. И их память, двоих таких героев, мы празднуем 12 июля. И, как небо отстоит от земли, так отличаются наши герои от героев массовой культуры.
Их называют еще святыми и равноапостольными. Обычно к этому празднику готовятся постом, который так и называется Петровский или апостольский. Его продолжительность бывает разная, в зависимости от дня Пасхи. Если Пасха ранняя, то пост будет длинный, если поздняя, то он может длиться чуть больше недели.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 12 июля — было сильно распространено уже в первые века христианства. А к 6 — 7 веку входит в обычай отмечать этот праздник особенно торжественно.
Чем же прославились эти два великих человека?
Петр носил имя Симон, и был родом из Галилеи .небольшого городка Вифсаиды в окрестностях Тивериадского озера. Он был человеком пламенным, простым. бедным, богобоязненным и некнижным. Среди евреев тогда была необыкновенно популярна идея Мессии, Помазанника Божия, Который придет спасти свой народ. Увлекся ей и Петр. Только нашел ее воплощение в Учителе из Назарета, и первым провозгласил его Христом, Сыном Бога Живого, за что и удостоился назваться камнем, по-гречески Петр, на котором будет основана Церковь (Мф. 16. 17-19) . Он принадлежал к самым близким ученикам Христа, тем трем, которых Он посвятил в величайшие тайны своей богочеловеческой жизни. Вспомним хотя бы преображение на горе Фавор.
Однако в самый решительный и трагический момент жизни своего Учителя Петр отрекся от Него, хотя за несколько дней до того клялся, что готов за Него положить и жизнь. Потом он «горько плакал» и Христос простил его. А потом в старости апостол самоотверженно проповедует Евангелие от Вавилона до Рима и за веру в Него был распят на кресте вниз головой.
В христианской иконографии его изображают седым старцем, с курчавыми волосами и бородой, часто с ключами, а иногда с рыбой — как намек на его рыбацкий промысел, а с ключами, потому что достиг таких небесных высот, что ему доверены ключи от Рая.
Павел от лат. Paulus — маленький, незначительный — прославился как величайший проповедник христианства среди язычников, хотя первоначально он был очень яростно настроен против христиан и сам гнал их. Он родился в зажиточной еврейской семье, принадлежавшей к партии строгих ревнителей Моисеева закона — фарисеев и носил еврейское имя Савл или Саул в честь первого израильского царя Саула.
В школе известного ученого раввина Гамалиила ему удалось основательно изучить весь закон Моисеев с его талмудическим толкованием и познакомиться с греческой литературой. По дороге в Дамаск, куда он шел гнать христиан, ему явился дивный свет, из которого он услышал голос Христа. Это произвело в нем чудесный переворот, превративший яростного гонителя Савла в великого проповедника христианства Павла. После своего обращения апостол посвящает всего себя проповеди Евангелия и совершает несколько миссионерских путешествий в разные части огромной Римской империи от городов Азии до Испании и Рима, где и был обезглавлен тоже около 67 г..
Апостолу Петру принадлежат два так называемых соборных послания, а апостолу Павлу целых 14, в которых они дают первую богословскую обработку христианского учения, очень самобытную и глубокую.
Ну а для нас их жизнь — пример прямого общения человека с Богом, и той силы, которую оно дает человеку. Об этом очень хорошо сказал блаженный Августин: «Петр был избран из числа немощных мира, чтобы посрамить сильных, ибо до апостольства был рыбаком; а в Павле преизобиловал грех, ибо он гнал Церковь Божию.
Первый предостерегает нас от надменности, а второй от отчаяния. Будем помнить об этом, и не будем гордиться мирским величием, равно как и отчаиваться в милосердии Божиим, когда вспомним о своем недостоинстве».
Воспоминая первоверховных апостолов Петра и Павла, мы можем почерпнуть для себя урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного.
Разве не невероятным кажется, что отрекшийся от Христа затем сделался незыблемым камнем веры, а гонитель Церкви – великим благовестником любви Божией?
Но Господу все возможно. Как бы ни были тяжелы грехи наши, надо уповать на неизреченное милосердие Божие.
И, празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся.
Автор: Протоиерей Владимир Башкиров