Неделя четвертая. О расслабленном. Шаг навстречу

   Связь с Пасхой тем предыдущих трех недель (Светлая, Антипасха, Жен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного?       Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов.

   В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.

Но вернемся к евангельской истории!

До дня чудо исцеления расслабленного при Овчей купели Иисус Христос был в Иерусалиме только один раз, и вот теперь Он идет  туда вторично.

   Ученики и множества народа сопровождают Его, желая послушать Его Божественное учение. Он идет в Иерусалим с тем, чтобы, по обычаю Иудейскому, провести там наступающий праздник, преподать иудеям Свое учение и явить им новые доказательства Своего Божества. Около ворот Иерусалимских была купальня, два искусственных водоема, вырытых еще в VII веке до нашей эры у Овечьих ворот в Иерусалим (через них в город приводили жертвенных животных, недалеко от них располагался и рынок, где можно было купить овец для жертвоприношения — отсюда и название). Купальня эта называлась по- римски Дом милосердия, а на еврейском языке — Вифезда. 

    Притворы купальни были наполнены множеством разного рода больных. Тут были и слепые, и хромые, и иссохшие. Но между этими страдальцами находились и здоровые «люди, которые приходили для помощи больным или для их утешения, а может быть, и для того, чтобы посмотреть на чудесное возмущение воды. Это единственное чудо исцеления в мире совершалось в одном Иерусалиме, и то только около того времени, когда следовало явиться в мир Христу Спасителю.

   Ангел Господень один раз в год сходил в эту купальню и возмущал воду; кто первый после этого возмущения воды входил в купальню, выздоравливал, какой бы болезнью он ни страдал. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных.

   Один из больных, находившихся в притворе купальни, был расслабленный расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек).  38 лет, говорит Евангелие (Ин 5:1–1 — смотри текст ниже), страдал от своей болезни. И Христос находит его лежащим у Овчей купели в Иерусалиме.

Иисус Христос знал, сколько лет страдал расслабленный, знал и свойство его болезни, знал и о желании страдальца получить исцеление;  и Христос, подойдя к нему, спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Для чего Он спросил это: но для того, чтобы больной выразил Ему свое желание, хотел, чтобы признался в недостаточности средств человеческих к исцелению.

Больной отвечал Ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи».

Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись! 

Такое же точно состояние и закоренелого грешника, много лет пребывающего в своих беззакониях! Но расслабленный  желал выздороветь и всеми силами добивался этого;  несмотря даже и на неудачи, он все же не терял терпения и надежды, не отчаивался. А грешники, расслабленные духовно, т.е.,  не думают об исцелении, а если и сознают свои грехи, то не торопятся с ними расставаться, и тем больше привыкают к грешной жизни.
Многие до того погрязли в грехах, что даже боятся идти на исповедь.

Мирские блага редко достаются тому, кто в них нуждается. Но с духовными благами бывает не так. Их получает тот, кто хочет получить, кто просит их, трудится для их приобретения.

Мы не можем сказать, как сказал расслабленный, что не имеем человека, который бы в этом случае помог нам. Церкви Божий для нас всегда открыты, и пастыри ее всегда готовы нам оказать помощь. Нужно только наше желание.

В ответ на слова расслабленного Спаситель говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Вот слова, исполненные Божественного величия и силы! Лишь только Спаситель произнес их, как больной выздоровел, взял постель свою и пошел. И мы, православные, идя на исповедь с искренним желанием получить исцеление душевное, не раз слышим слова Спасителя из уст отца духовного. Чтобы нам удостовериться в нашем духовном исцелении после исповеди, надо внимательно рассмотреть, исполняем ли мы, как исполнил расслабленный, данное нам от имени Иисуса Христа повеление отца духовного: отложить недуг, оставить грехи, удалиться от опасного общества, оставить дурные связи, примириться с обидевшими, возвратить неправильно полученное добро, вести жизнь благочестивую, праведную, целомудренную? 

Чудо произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Это предписание Закона было доведено до крайности, так что и ступить лишний шаг считалось грехом.

Народ, видя чудесное исцеление расслабленного, понятно, был поражен совершившимся чудом, но также Фарисеи и начальники синагоги не оставили чудо исцеления без внимания. Они давно искали случая, чтобы осудить чудотворца, они давно таили ненависть к Иисусу Христу. Теперь факт у них налицо, и вот они прежде всего осуждают исцеленного: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели».
Он отвечал им: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи».
Исцеленный как бы так ответил иудеям: «Я делал то, что мне велено, а постель мне велел взять Тот, Кто исцелил меня одним словом Своим. Если Он от такой продолжительной и неизлечимой болезни исцелил меня одним словом, Тот, без сомнения, имеет и столько мудрости, чтобы научить, что надо делать!»

Тогда Иудеи спросили: «Кто тот человек, который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» Но исцеленный сам не знал, кто его исцелил, а потому не мог ответить: «Ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте».

Придя в ярость , фарисеи уже придумывали способ убить Иисуса, за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

Исцеленный хорошо воспользовался своим здоровьем: он тотчас пошел в храм, чтобы поблагодарить Господа, и за это получил новые милости от Него. Иисус Христос, встретив его в храме, сказал: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Так и вы, православные, исцеленные в таинстве покаяния от расслабления души, бойтесь новых грехов, а то умрете нераскаянными грешниками. А чтобы избежать новых грехов — чаще ходите в храм Божий, усерднее молитесь перед алтарем Всевышнего и благодарите Его за оказанную вам милость — исцеление от прежних грехов и болезней. Таким образом, вы больше и больше будете узнавать благодеяния Спасителя и, вразумляемые угрожающими опасностями, станете строже относиться как к себе, так и к поступкам своим, чем и предохраните себя от возобновления грехов.

В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос. В переводе на русский кондак праздника звучит так: «Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: “Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!”»

Еще одна параллель: если Ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему.

«Господи, Иисусе Христе! Душа наша, подобно расслабленному, отягощена грехами, покрыта смертельными язвами! Посмотри, Господи, на нее с любовью, как посмотрел некогда на расслабленного, и исцели нас от грехов! Мы желаем исцеления и усердно просим его. Нам тяжелы болезни, которые препятствуют нам действовать, говорить, ходить по Твоим заповедям, жить для славы Святого Имени Твоего.
Господи! Повели и нам, как повелел расслабленному, Твоим всесильным словом: встать, взять Твой крест и ходить по стезям Твоим»  (свящ. Н. Успенский; 3-е издание).

по материалам авторов: МИХАЙЛОВА (ПОСАШКО) Валерия, ПРОТОИЕРЕЙ АНАТОЛИЙ ЗЫГА

Источник: http://pravsobor.kz/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *